Наталья Ретеюм
Что такое юнгианская супервизия?*
Хотя новичку остро необходимы поддержка
и помощь в осмыслении материала, сначала перспектива супервизии пугает.
Начинающий может бояться критического взгляда на свою работу.
Действительно, супервизор может конфронтировать аналитика, чтобы сделать
очевидными слепые пятна, мешающие работе.
Однако умение использовать супервизию –
навык, который приходит постепенно. По мере того, как он развивается,
на смену страху приходят удовольствие и интерес. Для меня он связан в
первую очередь с тем, что супервизия не только аналитична, но скорее
является глубоко творческим процессом, укорененным в символическом и
бессознательном. Юнг первым привнес в психологию идею о тонкой связи
между людьми, о «поле» взаимосвязей, которые он, следуя алхимикам,
называл Unis Mundus. Поле проявляется в своего рода феномене переноса,
который возникает между анализом и супервизией, констеллируя
параллельные процессы. Рассказывая о клиентском случае на супервизии,
аналитик может почувствовать себя медиумом, проводником, который
воссоздает атмосферу анализа для супервизора. И если нюансы
взаимодействия аналитика и супервизора рассматриваются символически в
контексте презентуемого случая, то результаты могут быть увлекательными и
полезными. Отдельное удовольствие - наблюдать как клиент начинает
сессию, следующую за супервизией, со слов, которые буквально цитируют
или отражают дух того, что стало результатом супервизии.
В цюрихской школе супервизия в большой
степени концентрируется вокруг продуктов бессознательного – рисунков,
текстов, снов клиента. Особое внимание уделяется анализу снов за
некоторый значимый период времени, так называемых серий снов. Внимание к
самовыражению клиента также позволяет сделать атмосферу супервизии
особенно чувствительной к индивидуальности, к уникальным аспектам данной
работы. Юнгианские супервизоры цюрихской школы не догматичны в
отношении рамок и правил анализа и могут с уважением отнестись к
отступлениям от принятых стандартов, если такие изменения ощущаются как
внутренне обоснованные, укорененные в индивидуальном процессе данного
клиента и аналитика.
* Автор - аналитический психолог, кандидат IAAP, студентка Института Юнга в Цюрихе.
|